Государственное учреждение образования «Кищино-Слободской учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа Борисовского района»
телефон: 77-37-93 (Приёмная администрации); 77-32-24(Учительская); 77-37-92(Детский сад)
email: kslobodaupk@rooborisov.by
222144 Минская область, Борисовский район, аг. Кищина Слобода, ул.Заречная, д.7В

Рекомендации родителям

 КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ И РАЗВИТЬ ЕГО СПОСОБНОСТИ
Рекомендации для родителей

Подготовка к школе — серьёзная и трудная задача. От её решения во многом зависит желание и готовность ребёнка учиться, его адаптация в школе и классе, психологическое благополучие первоклассника.

Именно поэтому каждый ответственный и любящий родитель задаётся вопросом: как создать необходимые условия  для развития своего ребёнка и его успешной подготовки к обучению в школе. В качестве ответа на него предлагаем несколько полезных практических рекомендаций. 

Большое внимание уделяйте чтению.
Начиная с рождения ребёнка важно обращать внимание на его речевое развитие. Родителям, прежде всего матери, нужно много беседовать с ребёнком, выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные тексты (потешки, песенки и др.),  максимально передавая эмоции, умело интонируя, сопровождая живой мимикой, при этом поддерживая с ребёнком контакт глаз. В этом случае малыш не только будет чувствовать себя более уверенно, но и быстрее освоит родную речь. А это в будущем благоприятно скажется и на развитии мышления и других психических функций. Постепенно список для прослушивания должен дополняться более объёмными и сложными произведениями, с учётом взросления ребёнка. Со временем предлагаемые стихотворные тексты он с лёгкостью будет не только узнавать, но и самостоятельно воспроизводить, получая при этом удовольствие. Обязательно обсуждайте читаемое с ребёнком произведение. Весьма распространённой ошибкой родителей является уверенность в том, что достаточно регулярно читать ребёнку народные сказки и произведения признанных мастеров художественного слова. Во-первых, нужно принимать во внимание, что малыш ещё не обладает большим запасом представлений и жизненным опытом, поэтому многое из услышанного просто не понимает. Современному ребёнку неизвестны реалии быта (одежда, посуда, домашняя утварь, виды сельскохозяйственных работ и др.), описанные в народных сказках и произведениях советских писателей. Родителю же не приходит в голову мысль, что в тексте может быть что-то непонятно. Следует сразу, по ходу чтения, давать пояснения, интересоваться у ребёнка, как он понимает значение того или иного слова, предлагать необходимые разъяснения. Во-вторых, малыш может сделать из прочитанного неправильный вывод, не поняв мотивов поступков героев, не сумев установить причинно-следственные связи, неверно оценив качества личности персонажей. Поэтому необходимо обсуждать с ребёнком героев произведения, побуждать подбирать эпитеты, характеризующие различных персонажей, выражать своё отношение к ним с указанием причин расположения или неприязни, таким образом постепенно подводить ребёнка к основной мысли автора, морали произведения.
Тщательно отбирайте художественные произведения, предлагаемые ребёнку для прослушивания и чтения. Книги должны соответствовать возрасту ребёнка, его интересам, содержать идеи гуманистической направленности, быть красиво оформлены. Важно самому перечитать произведение, подумать, всё ли будет ребёнку понятно, чему оно учит.
При разучивании с ребёнком стихотворений и песен обращайте внимание на чувства и мысли, которые стремился передать автор. Помимо выразительного чтения, целесообразно, на наш взгляд, работать с текстом, объясняя значение различных знаков препинания, их связь с интонированием и длительностью пауз. Это способствует лучшему осознанию заучиваемого, его более прочному запоминанию.
Сами читайте художественную литературу, в том числе современные произведения белорусских и зарубежных авторов для детей, обсуждайте в семье литературные новинки. Личным примером побуждайте ребёнка к чтению, знакомству с окружающим миром через книги и общение.
Посещайте с ребёнком библиотеку, научите самостоятельно выбирать книги, пользоваться каталогом. Это стимулирует интерес к чтению, даёт возможность приобрести умения работы с информацией, классификации, структурирования. Уже в раннем возрасте, предоставляя возможность малышу выбирать книги, обращайте его внимание на жанр произведений, тему, качество оформления и др., тем самым вы позволяете ему проявить себя, свои способности, создаёте условия для проявления активности, развития познавательных интересов.
Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы на возникающие у ребёнка вопросы вместе, приучайте его самостоятельно добывать знания, используя словари, энциклопедии, интернет и др.
риведу простой пример: захотели с дочерью на завтрак манную кашу, вкусную, без комочков. Давно не готовила это блюдо и честно призналась, что не помню, как это делается. Сначала открыли вместе поваренную книгу, почитали, потом посмотрели несколько роликов в интернете, выбрали рецепт, который понравился нам обеим, а потом вместе пошагово его повторили. Было интересно и вкусно!

Стимулируйте любознательность ребёнка, побуждайте его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг и с ним самим. Важно, чтобы ребёнок не боялся спрашивать, не соответствовать ожиданиям окружающих, признаться, что ему что-то непонятно, чувствовал поддержку со стороны родителя, готовность помочь.
Не устанавливайте для ребёнка границ в приобретении знаний. Зачастую родители ограничивают своего ребёнка, говоря, что он ещё мал, чтобы справиться с чем-либо, ему ещё рано об этом знать, слишком сложно, это будут потом изучать в школе и т.д. Так возникший у ребёнка интерес, не получив подкрепления, угасает, теряется инициативность, желание экспериментировать, утрачивается вера в себя и свои способности. В то же время ребёнок дошкольного возраста может многое сделать сам. Например, после соответствующих разъяснений об условных обозначениях «читать» географические карты, планы местности и помещений, самостоятельно составлять простейшие маршруты, планы, квесты и оформлять их графически; ориентироваться на местности, используя компас, звёздное небо и др.

Приучайте ребёнка планировать свою деятельность и самостоятельно анализировать осуществление её отдельных этапов и полученных результатов. Это касается режима дня, чередования труда и отдыха, объёма и сроков выполняемых заданий. Необходимо обсуждать с ребёнком его планы на день, неделю, ближайшие цели и планы на будущее, определять приоритетные и второстепенные задачи, обращать внимание на время, которое он затрачивает на какое-либо действие, упражнение. Кроме того, следует побуждать его анализировать ход и результаты своей работы, спрашивать, что получилось, а что нет, и почему, отслеживать динамику выполнения различных действий и заданий. На основании такого анализа и самоанализа приучать ребёнка вносить коррективы в свои дальнейшие планы. Например, разукрашивал карандашом рисунок, но недостаточно аккуратно, выходя за контуры — в следующий раз обратит на это внимание, постарается исправить. В этом случае развивается самостоятельность, формируется ответственность.
Повышайте общий уровень осведомлённости ребёнка об окружающей действительности. Например, о животном и растительном мире, технике и транспорте, профессиях и др. Для этого можно использовать различные видеоролики, мультимедийные презентации. Интересной формой совместной деятельности с ребёнком является составление лэпбуков (тематических или интерактивных самодельных бумажных папок-книжек с конвертами, окошками, подвижными деталями, которые малыш сам наполняет, перекладывает, осмысливая, запоминая и закрепляя изученное в игре).
Например, лэпбук на тему «Часы» может включать в себя:
- модель часов (с возможностью рассмотреть их устройство: расположение и назначение стрелок, цифры на циферблате и др);
-    изображения видов часов (песочных, солнечных, водяных, цветочных и других видов часов и их описание);
-    историю часов от их появления до настоящего времени (интересные факты, изображения часов, которые нужно поставить в хронологическом порядке, начиная от солнечных до современных, так называемых «умных» часов);
-    игру «Который час»;
-    пословицы, поговорки, загадки о часах и времени;
-    рассказы и сказки («Чудесные часы» Е. Благининой, «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца и др.).

Лэпбук позволяет комплексно и компактно представить информацию по любой теме, получить целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира, увидеть их взаимосвязи, расширяет кругозор, вызывая у ребёнка интерес к выбранной теме, развивает умения поиска и структурирования материала, стимулирует развитие мышления, речи, внимания, памяти, творческих способностей.
Приучайте ребёнка обращать внимание на общий принцип решения любой задачи. Важно нацелить ребёнка на понимание сути задания, а не на бездумное копирование по образцу, указать на возможность использования прошлого опыта. В этом случае изменение условий в новых задачах будут вызывать у него не страх неудачи, а желание проявить свои творческие способности.
Уделяйте внимание физическому развитию ребёнка, его общей физической подготовке. Это особенно важно, если ребёнок не посещает учреждение дошкольного образования. Ему необходима двигательная активность, но правильно организованная, с учётом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей. Обеспечить её помогут ежедневная зарядка (лучше совместно с родителями), подвижные игры (со сверстниками, с членами семьи), регулярные прогулки на свежем воздухе, походы (пешие, велосипедные и др.), занятия танцами, посещение спортивных секций и др. Большое значение имеет регулярность, систематичность занятий физкультурой, совместная деятельность с родителями, их личный пример. Благодаря таким занятиям у ребёнка формируется ответственное отношение к своему здоровью, верное представление о своём теле и физических возможностях, способах самосовершенствования.

Развивайте творческие и художественноэстетические способности ребёнка. Вместе посещайте музеи, выставки, картинные галереи, знакомьте малыша с работами известных художников, прививайте любовь к прекрасному, учите получать эстетическое наслаждение от соприкосновения с искусством. При рассматривании картины (её репродукции) обсуждайте с ребёнком её замысел, сюжет, способы передачи идеи художником, а главное — те чувства, которые у малыша вызывает увиденное. Побуждайте ребёнка к созданию собственных произведений на заданную тему (с использованием разных техник рисования, аппликации, коллажа, витража, лепки, вышивания, вязания, валяния и др.). Например, можно предложить ребёнку самостоятельно придумать и оформить поздравление с праздником для родственников и друзей, сделать подарок своими руками, украшения для новогодней ёлки, бижутерию и др. Подобная работа содействует развитию творческих способностей, а также мелкой моторики, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания. 

Развивайте музыкальные способности ребёнка. Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, обсуждайте, учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы. Знакомьте со способами отображения одной и той же музыкальной темы с помощью разных инструментов, аранжировок, учите ребёнка находить близкий ему по звучанию вариант, формируйте музыкальный вкус. Если у ребёнка есть музыкальный слух и желание, предоставьте ему возможность за няться вокалом или научиться играть на музыкальном инструменте, поступить в музыкальную школу. Обучение детей дошкольного возраста в подготовительных классах музыкальной школы помимо развития музыкальных способностей и всех психических процессов, эмоциональной сферы, даёт и ряд других преимуществ. В частности, формируются произвольность, усидчивость, воля, ребёнок учится правильно дышать, управлять своим голосом, у него развивается звуковысотный слух, что очень важно для речевого развития. Кроме того, это ещё и своеобразный тренинг, опыт взаимодействия с незнакомыми сверстниками, новыми педагогическими работниками. После учебного года в музыкальной школе ребёнку будет легче адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе. Он сможет эффективнее выполнять задания учителя, внимательнее слушать его объяснения, при этом меньше уставая и более уверенно чувствуя цебя в классе.

Вовлекайте ребёнка в совместную деятельность. Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполнении различных заданий, стремился помочь, приобрести полезные умения и навыки, разобраться с вашей помощью в сути происходящего вокруг и с ним. Это касается лю-
бой деятельности ребёнка: игровой, коммуникативной, познавательной, трудовой, двигательной и т.д. Например, совместная уборка, стирка, рукоделие, участие в приготовлении пищи, сервировке стола, уходе за домашними животными, занятия физкультурой и спортом и др.


Желаем успехов! 


 

Рэкамендацыі бацькам па развіцці маўлення выхаванцаў

Важным кампанентам інтэлектуальнай гатоўнасці да авалодання школьнай адукацыйнай праграмай з'яўляецца наяўнасць сфарміраванага звязнага  маналагічнага і дыялагічнага маўлення. Дыялагічнае маўленне - гэта размова двух і больш людзей, мэта якой даведацца пра што-небудзь, падштурхнуць да ажыццяўлення якога-небудзь дзеяння. Дыялагічнае маўленне з'яўляецца асноўнай формай маўленчых зносін з дзецьмі  і дарослымі, служыць базай для набыцця звязнага  маналагічнага маўлення. Маналагічнае маўленне - гэта форма вуснага маўлення. У маўленні выкарыстоўваюць розныя сродкі, такія як: жэсты, міміка. Маналагічнае маўленне  павінна быць зразумелым, лагічна вытрыманым. 

Як жа бацькі могуць дапамагчы свайму дзіцяці авалодаць навыкамі звязнага маўлення? 

Вельмі важна накіроўваць увагу дзіцяці на ўсё, што ён бачыць вакол сябе дома і на прагулцы; і не толькі на прадметы, але і на іх дэталі. Неабходна разглядаючы прадмет, задаваць дзіцяці пытанні. Сачыце за тым, каб дзіця адказвала поўным, разгорнутым сказам. 

Паважаныя бацькі, вось гульні і практыкаванні, якія вы можаце выкарыстоўваць у дамашніх  умовах для развіцця звязнага маўлення  дзяцей:

Гульня «Што мы бачым у двары?». Разам з дзіцем паглядзіце ў акно. Пагуляйце ў гульню "Хто больш ўбачыць". Па чарзе пералічыце тое, што бачыце  з вашага акна. Апісвайце ўсё ўбачанае ў дэталях. Напрыклад: "Я бачу дом. Каля дома расце дрэва. Яно высокае і тоўстае, у яго шмат галінак, а на галінках лісточкі". 

Гульня "Што мы бачылі ўчора?». Разам з дзіцем ўспомніце, дзе вы былі ўчора, што рабілі, каго сустракалі, пра што размаўлялі. 

Гульня "Прафесіі". Пакажыце дзіцяці, як з дапамогай разнастайных цацак можна гуляць у доктара, цырульніка, шафёра, прадаўца. Падбярыце разам атрыбуты для разнастайных сюжэтных гульняў. Удакладніце ў дзіцяці, якімі інструментамі ён карыстаецца і для чаго яны патрэбныя. 

Практыкаванне "Адкажы на пытанні" з'яўляецца звычайнай гутаркай на бытавыя тэмы. - Я задаю пытанні, а ты адказвай. Калі хочаш, можаш і ты задаць мне пытанне, а я табе адкажу. Ты сёння снедаў? А што ты еў? Якое сёння надвор'е? 

 Практыкаванне "Назаві дзеянне". Дзіця называе словы, якія абазначаюць дзеянні. Дзіцяці задаюць пытанні: - Што робіць ветрык? (Лашчыць, напявае, дзьме, шуміць). - Якімі словамі можна сказаць пра тое, што робіць кошка? (Гуляе, варкоча, мяўкае). - Што робіць птушачка? 

Практыкаванне "Вывучы верш". Усе дзеці любяць слухаць вершы, стараюцца іх запомніць. Падбіраючы верш трэба ўлічваць маўленчыя магчымасці дзіцяці. 

Практыкаванне "Загадкі". Адгадванне загадак актывізуе слоўнік дзяцей. Дзіця вучыцца вылучаць істотныя прыкметы прадметаў. Загадкі пашыраюць кругагляд дзяцей, трэніруюць ўвагу і памяць, развіваюць назіральнасць і лагічнае мысленне. 

Практыкаванне "Паглядзі, што ўбачыў - раскажы". Дзіцяці паказваецца карцінка, якую яму трэба ўважліва разгледзець. Праз некаторы час карцінку закрываюць, а дзіцяці прапануюць адказаць на пэўныя  пытанні. Далей  прапанаваць апісаць ўбачанае больш падрабязна. Калі не ўдаецца атрымаць разгорнуты адказ, то можна прапанаваць дзіцяці зноў паглядзець на малюнак. 

 Гульня "Адгадай па апісанні". Прапанаваць дзіцяці паслухаць апісанне і адгадаць, што мы апісваем. Напрыклад: "Гэта садавіна жоўтага колеру. Па форме яна даўгаватая, навобмацак - шурпатая. На смак - кіслая. Затым можна прапанаваць дзіцяці апісаць яго любімую цацку, жывёлу ў заапарку, рыбку ў акварыуме. І ўжо наступіць ваша чарга  адгадваць, што ці каго апісвае дзіця. 

Практыкаванне "Малюем словамі". Мы павінны расказаць дзіцяці, што любое апісанне будуецца па вызначаным плане: спачатку трэба назваць прадмет, затым апісаць яго галоўныя прыкметы (выгляд, матэрыял, форма, колер, назначэнне). Растлумачце дзіцяці, што такім чынам, з дапамогай слоў, мы нібы "малюем" гэты прадмет. І прапануеце "намаляваць" слоўны партрэт якога-небудзь прадмета. 

Гульня "А што было далей?". Можна прапанаваць дзіцяці прыдумаць працяг апавядання, ці скласці апавяданне разам з ім, па чарзе: - Жыла-была дзяўчынка Маша. - Летам Маша адпачывала ў бабулі на дачы. -Пайшла Маша ў лес па ягады. - Набрала Маша поўны кошык маліны. Стамілася, села на пень адпачыць.  (Што было далей?).

Такім чынам, штодзённыя зносіны бацькоў з дзецьмі ствараюць ўмовы для развіцця звязнага  дыялагічнага і маналагічнага маўлення выхаванцаў. Крыху цярпення і настойлівасці, трохі вынаходлівасці і бацькоўскай увагі, і ваша дзіця прыйдзе ў школу з добра развітым маўленнем. 

Жадаем поспехаў!

 

Крыніца: www.asabliva.by

Версия сайта для слабовидящих