Советы родителям

Рекомендации родителям по снижению школьной тревожности
1. Наладьте взаимоотношение со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
- слушайте своего ребенка, проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры (подвижные, настольные, компьютерные); совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музей, совместные покупки; совместные прогулки; совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи;
- делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;
- если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены:
- скажите себе «Стоп!» и посчитайте до 10;
- не прикасайтесь к ребенку;
- лучше уйдите в другую комнату;
- отложите совместные дела с ребенком (если это возможно);
- в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее;
- дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.
3. Если Вы расстроены, то дети должны знать о Вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях, используя «Я-сообщения» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:
- «Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»;
- «Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате»;
- «Извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».
4. В те минуты, когда Вы расстроены или разгневаны:
- сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы Вас успокоить;
- примите теплую ванну, душ;
- выпейте чаю;
- послушайте любимую музыку;
- просто расслабьтесь, лежа на диване;
- используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка;
- напрягайте и расслабляйте кисти рук.
Памятка для педагогов по профилактике суицидального поведения у детей и подростков
Что в поведении подростка должно насторожить педагога?
Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание:
- Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
- Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
- Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
- Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
- Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
- Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
- Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
Что делать педагогу, если он обнаружил опасность?
Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание учащемуся и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
Обратитесь к специалистам за помощью.
Свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.
Что может сделать педагог, чтобы не допустить попыток суицида
Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в группе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учащихся становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
Дать понять учащемуся, что опыт ошибок и неудач - такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки учащегося как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность учащегося. Помогите учащимся найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учащимся или группой.
Памятка для родителей «Опасные группы в сети»
В последнее время получило массовое распространение информация о том, что в социальной сети «ВКонтакте» есть сообщества, которые доводят детей до самоубийства. В качестве подтверждения этой версии приводится следующий факт: несколько десятков подростков, совершивших суицид, состояли в группах, посвященных этой теме (информация по России). Однако достоверно установить причинно-следственную связь в этом случае невозможно; вполне допустимо предположить и обратную взаимосвязь — человек вступает в тематическую группу из-за того, что его посещают мысли о суициде.
На настоящий момент в научных исследованиях нет упоминаний о том, что интернет может стать основной причиной для суицида. Существуют исследования, согласно которым социальные сети могут повлиять на суицидальное поведение человека; при этом ученые оговариваются, что соцсети могут оказать влияние лишь на тех, кто уже находится в группе риска. Иными словами, материалы, опубликованные в соцсетях, могут послужить триггером (пусковым механизмом) суицида, но не его причиной.
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание (факторы риска суицидального поведения)
- Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми (родителями, учителями).
- Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
- Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
- Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
- Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
- Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
- Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
Однако недооценивать влияние соц.сетей на психику подростков также не стоит. Некоторые организаторы в силу разных причин могут ставить целью деструктивное воздействие на подростков, которые не всегда могут критически оценивать и противостоять такому влиянию.
Что происходит в суицидальных группах, или «группах смерти», в которые вовлекают детей? В них романтизируется смерть, популяризируется уход из жизни. Воздействовать на ребенка могут не только путем прямого контакта в переписке в социальных сетях, но и через предложения просмотра видео, обсуждения сериалов, в помощи решения домашнего задания. Так же могут предлагаться определенные онлайн книги, рекомендации по прочтению литературы и прослушивание музыки. Одно из важных правил таких групп — ты не должен «выпадать» из них более чем на 48 часов. Потому что даже этого короткого промежутка времени достаточно, чтобы подросток смог критически осмыслить происходящее.
Что в поведении подростка должно насторожить родителей?
- В публикациях на страницах соцсетей размещаются фотографии самоунижения, оскорбления себя в разных и порой даже жестоких формах, вплоть до нанесения себе травм, в частности и порезов.
- Сохранение и размещение фотографий снятых с высоты, крыш и чердаков.
- Закрывание лица руками либо одеждой на фотографиях, демонстрирование указательного пальца на снимках.
- Закрытие доступа к девайсам, своим страницам в соц.сетях, установка дополнительных паролей на домашнем компьютере, использование браузеров, предоставляющих возможность анонимного просмотра страниц, постоянная очистка используемых браузеров, корзины.
- Чрезмерное потребление кофе, нарушение сна, ранний утренний подъем. Подросток не высыпается, даже если рано ложится спать (если за подростком такого раньше не наблюдалось).
- Переписывается постоянно в вайбере (и др.мессенджерах) с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения.
- Появление в контактах за короткое время группы подозрительных «друзей».
- Чрезмерное увлечение копированием на своей страничке строчек из некоторых стихотворений, например, С.Есенина и И.Бродского, посвященных смерти, а также цитат из мистических книг.
- Сохранение на страничках социальных сетей странной депрессивной музыки (особенно музыкальных направлений, пропагандирующих печаль и смерть).
- Необъяснимое желание похудеть, сильная критика в адрес полных людей.
- Появление на теле следов порезов, ожогов и иных признаков членовредительства.
- Рисунки странного характера (перевернутые кресты, сатанинские звезды, масонские знаки).
- Увлеченность мистическими фильмами и сценами жестокости и насилия.
- Разговоры о бессмысленности жизни
- Прощание, складывание вещей и завершение дел.
- После напряжения, эмоциональной нестабильности — ощущение покоя, умиротворения и ощущение принятого решения.
- Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей. Неожиданный прилив нежности или наоборот — отстранения, просьбы простить.
- Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
- У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
Что делать? (техника безопасности)
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ МОТИВЫ И ПОВОДЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОСТУПКОВ:
1. Личностно-семейные конфликты (несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих, потеря значимого «другого», одиночество, заботы, половая несостоятельность).
2. Состояние психического здоровья (реальные конфликты у здоровых лиц, патологические мотивировки, обусловленные расстройствами психической деятельности).
3. Состояние физического здоровья (соматические заболевания, уродства).
4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением (опасение судебной ответственности, самоосуждение за неблаговидный поступок).
5. Конфликты в профессиональной или учебной деятельности (несостоятельность, неудачи в школе, падение престижа, несправедливые требования).
6. Материально-бытовые трудности.
ПРЕДОСТЕРЕГАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ:
*СЛОВЕСНЫЕ (он или она может):
1. Прямо или явно говорить о смерти: - я собираюсь умереть; - я не могу так жить.
2. Косвенно намекать о своем намерении: - я больше не буду проблемой; - ничто больше не имеет значения; - тебе больше не придется волноваться.
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
*ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ:
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личностную ценность, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как: - в еде (слишком много или мало есть); - во сне (слишком мало или много спать); - во внешнем виде (стать очень неряшливым); - в учебных привычках (пропускать занятия, не выполнять домашние задания, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном состоянии, замкнуться от друзей и семьи; - быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру.
3. проявлять признаки беспомощности, безнадежности, отчаяния.
*СИТУАТИВНЫЕ:
1. Быть социально изолированным.
2. Жить в нестабильном окружении.
3. Ощущать свою отверженность или стать жертвой насилия – физического, сексуального, эмоционального.
4. Иметь повышенную склонность к самоубийству в силу того, что самоубийство совершалось кем-то из друзей, родственников.
5. Предпринимать раньше попытки самоубийства.
6. Перенести серьезную потерю (смерть, развод).
7. Быть очень критически настроенным по отношению к себе.
ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА СО СТОРОНЫ ПОДРОСТКА РОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО:
- осуществить квалифицированную консультацию у психолога или психотерапевта;
- временно оградить подростка от стрессогенной ситуации;
- прямо спросить о его суицидальных мыслях, намерениях, планах;
- восстановить доверительные отношения с ребенком, добиться, чтобы он рассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его на такой поступок;
- говорить с ребенком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участием;
- избегать упреков в адрес подростка;
- если произошел парасуицид – и подростку и его семье обязательно требуется помощь специалистов (у психотерапевта или в специальном учреждении).
Родители должны всегда помнить: любые переживания и тревоги детей, любое поведение не должны оставаться без их чуткого внимания и помощи!